Группа как единица функционирования DIY панк-культуры. Цель данного раздела статьи ввести в научную терминологию и описать наиболее важные для DIY панк-движения культурные феномены группы, дистро и лейбла.
Начнем с общих характеристик феномена DIY панк/хардкор группы в постсоветском пространстве. Срок существования группы обычно составляет менее пяти лет (часто менее двух лет), возраст участников — 18 — 27 лет, по основным занятиям большинство из них студенты. Состав групп, как правило, стандартный для рок-музыки: барабанщик, басист, гитарист, вокалист, иногда возможно наличие двух гитаристов, в ска-панк группах присутствует духовая секция, в некоторых более экспериментальных коллективах — клавишные инструменты. Записи осуществляются, главным образом, на маленьких студиях звукозаписи, появившихся в Москве и С.-Петербурге с середины 1990-х годов в большом количестве, или в домашних условиях — на портостудиях или прямо в компьютер. Качество записи зависит от выбранной студии (соответственно, от качества аппаратуры и умения звукооператора писать подобную музыку). Надо сказать, что студийное время стоит достаточно дорого, чем обуславливается плохое качество записей большинства российских и белорусских групп 72.
Для членов групп характерно участие в нескольких группах одновременно, часто на разных инструментах, постоянное создание новых проектов. Например, барабанщик и вокалист московской хардкор-группы "Ucconform" при смене состава в группе "В'67" стали играть там на гитаре и бас-гитаре соответственно. Группы часто разваливаются, появляются новые, и это, с одной стороны, не дает группам стать "звездами", с другой стороны, сцена остается свежей и жизнеспособной. Например, большинство групп, существовавших в московской сцене во второй половине 1990-х годов, сейчас прекратили свое суще-
ствование, но почти все их участники задействованы в других музыкальных коллективах. Например, все музыканты хардкор-группы "Unconform" сейчас принимают участие в разных группах, кроме того играющих в разных стилях: "Dilemma" (метал-кор), "Once you will cry and call meе" (нью скул хардкор), "Мечты сбываются" (мелодичный панк), "Marshak" (эмо), "Loa Loa" (нойз), "Учитель труда" (оi-панк), "Аргумент 5.45" (экспериментальный хардкор).
Наиболее распространенными в Беларуси панк-стилями являются краст и анархо-панк, как наиболее политизированные. Здесь очень много групп, в репертуаре которых есть песни против власти и государства 73. С другой стороны, протест направляется против появляющихся и в Беларуси феноменов капитализма и активного влияния масс-медиа на сознание 74. В песнях белорусских групп много призывов — не платить налоги, разрушить границы, не идти в армию, строить баррикады, бороться и т.д.
Как уже упоминалось, для российской DIY панк/хардкор сцены характерно написание более личных текстов песен ("персональная лирика"), отстаивающих личность 75. Для петербургской рок-музыки характерен акцент скорей на текстах песен, и музыка нередко выступает лишь сопровождением к стихам. Это также наложило свой отпечаток на петербургскую панк/хардкор сцену, вызвав к жизни такие феномены, как "Последние танки в Париже" и "Играй, гармонь". Ди-ска-панк группа "Играй, гармонь" существует с весны 2001 г., однако ее активная концертная деятельность началась лишь весной 2002. Сами они характеризуют свои тексты песен следующим образом: "Они о том, с чем мы сталкиваемся каждый день и о чем не принято говорить в панк-роке: об усталости, страхе, ревности, одиночестве, любви, агрессии, ненависти, депрессии, т.е. о проблемах одного человека"76. Приведем в качестве примера текст песни "Дикий Восток":
Смог над прерией площади. Утро — синоним пожара.
Краснорожий рабочий, сдирающий скальп с тротуара,
Улыбается зареву (впрочем, вяло).
Сунуть бы под одеяло
Голову, выспаться, не идти на работу...
Только отбойник ревет свою совершенную ноту
Под окнами и денег нет ни рубля —
Придется крутиться... земля
Меняет золото листьев на сталь водопада.
Даже зеркало отражает процесс распада,
Уход от целого к частному (дальше читай между строк:
Как же мне надоел этот ваш дикий восток).
Группа из Выборга "Последние танки в Париже" описывает свое творчество как "японские стихи в невозможном множественном числе. Группа играет в стиле культурологический спагетти-панк. Отношение к политике и политикам — презрительное. Искусство больше, чем партийная возня, поэтому песни имеют лирический и социальный (неполитический) протест. Протест против существующей системы отношений между людьми"77.
DIY панк (хардкор) группа функционирует в совершенно иной культурной плоскости, чем артисты шоу-бизнеса: DIY панк-культура основана на взаимопомощи, а не конкуренции, здесь господствуют другие ценности. Не существует разделения на исполнителей (звезд) и аудиторию (фанатов). Таким образом, DIY панк-группы являют собой пример творческой самоорганизации сообщества, воплощая собой живое разнообразие стилей и позиций.
DIY дистро/лейбл: альтернатива шоу-бизнесу. Лейбл (англ. label) - это компания, выпускающая записи на каких-либо носителях; дистро (англ. distro) или системой дистрибьюции называется андеграундная система распространения панк-артефактов, как то: записи в формате СО, аудио, винил, видео и др., атрибутика (нашивки, значки, майки и др.), литература (фэнзины, брошюры, книги и пр.). Часто системы дистрибьюции организуются людьми, которые также занимаются лейблом, получая таким образом возможность распространять не только свои релизы, поэтому они являются одновременно и лейблом, и дистро 78.
Дистро является уникальным средством коммуникации, распространяющим панк-продукцию в обход официальных и коммерческих 79 структур. При этом, дистро/лейбл представляет собой одно из явлений, вокруг которых формируется панк-сообщество.
Существует понятие этика DIY которое подразумевает, что доход от продажи панк/хардкор продукции идет на развитие локальной сцены, а не на личное обогащение. Таким образом, деньги, получаемые за продукцию, как правило, идут в дистро и используются, например, для выпуска следующих релизов. Так функционирует большинство ЭТУ панк/хардкор лейблов. Тем не менее, некоторые DIY-лейблы, развиваясь, практически становятся мэйджорами. Они начинают использовать методы работы крупных звукозаписывающих компаний и сотрудничать с корпоративными системами дистрибьюции, которые могут диктовать свои условия, касающиеся, в том числе, ценовой политики (например, калифорнийский "Epitaph", с которого начался панк-бум 1990-х, чикагский хардкор-лейбл "Victory", бельгийский хардкор-лейбл "Good life"). В связи с этим они начинают бойкотироваться наиболее последовательными сторонниками DIY-принципов, вплоть до того, что для групп с этих лейблов не делаются концерты. [...]