Любая культура, как известно, несет заряд контркультуры и состоит из двух начал: господствующей культуры и контр-культуры, формирующих неустойчивое равновесие. С одной стороны, основа культуры — создание структурированного мира, но человек не ограничивается этим необходимым началом. Он не исчерпывается принадлежностью к всеобщему, он единица, самостоятельная часть целого. Господствующая культура структурирует и упорядочивает мир, но представляет его отчужденным набором образцов, а контркультура возвращает культуру людям. В середине XX в. эта коллизия обретала особую остроту с появлением молодежных субкультур и движений, которые сформировали особую фазу контркультуры в послевоенной Европе. Но их также ожидало неизбежное движение в мейнстрим.
Мы сосредоточили свое внимание на той форме контркультуры, которая до сих пор старается добиваться того, чего большинству других контркультур (в том числе, рок-музыке 1960-х) добиться не удавалось (все они рано или поздно становились частью культуры господствующей), и пришли к выводу, что DIY-культура — наиболее последовательный поиск решения проблемы кооптации, поскольку она, отстаивая право на свободу каждого живого существа, не стремится при этом занять место господствующей культуры. DIY-культура старается избегать усвоения, сопротивляясь ему снаружи, — создавая альтернативную культуру, но не навязывая ее другим.
Можно сделать вывод, что DIY-культура — это последовательное проведение в жизнь независимости от господствующей социально-экономической и политической структуры, стремление держаться в стороне от "больших фирм", все делать своими руками, создавая микросообщества, в которых атмосфера дружбы и теплоты заменяет функциональность "большого общества". DIY панк-культура представляет собой интернациональное объединение индивидуумов, связанных общими идеями противостояния системе, борьбы за права сексуальных, этнических меньшинств, за права женщин, животных, в общем, всех тех, кто каким-либо образом подвергается
дискриминации. Одной из ее важнейших характеристик являются анархистские взгляды и стремление к максимальной автономии, что выражается в феномене сквотов и вагенбургов, в основном в Европе, при которых панками создаются собственные типографии, пекарни, инфо-шопы, клубы, репетиционные точки и т.п. Таким образом, панк-движение, с одной стороны, является одним из наиболее ярких проявлений контркультуры последней четверти XX - начала XXI вв. С другой стороны, панк-движение создает альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество.
DIY панк-культура строится на противостоянии не только господствующей культуре, но и массовой культуре, особенно коммерческой музыке, как ее частному проявлению. Эта оппозиция имеет под собой реальные основания. Панк противопоставляет огромным транснациональным компаниям маленькие независимые лейблы, покупкам в дорогих супермаркетах — рассылку по почте или продажу на концертах (непосредственный контакт группы с аудиторией), глянцевым музыкальным журналам — самодельные фэнзины, музыке как товару — музыку как протест и самовыражение, игнорирует СМИ с их системой хитов и чартов.
Таким образом, в DIY панк-культуре музыка важна не только как культурная форма или товар, но также как политическое заявление или образ жизни. Можно сказать, что в панк-движении музыка являет собой форму протестного сознания и средство коммуникации. Иначе говоря, DIY панк-культура представляет собой некий мир производства и потребления музыки, в значительной мере исключенный из господствующей (капиталистической) системы и развивающийся по своим правилам. Он основан на альтернативной этике, противостоящей господствующей, но не желает навязывать ее остальным насильственным путем или путем пропаганды. Основная идея здесь — распространять информацию, учить людей своим примером, показывать, что не все в этом мире управляется логикой денег, провоцировать критически посмотреть на существующее положение вещей, поставить под сомнение догмы.
При этом необходимо отметить следующие важные моменты. Во-первых, панк до сих пор является развивающейся субкультурой. Это именно движение, и оно не статично, поэтому до сих пор живо и актуально. На основе панк-культуры постоянно появляются новые формы: как музыкальные, так социальные и идейные. DIY культура, созданная панками и представителями других субкультур, вышедших из панка, является дейст-формой контркультуры. Панк от ранних форм (нигилизма, принципа destroy и лозунга no future) эволюционировал к максимальному расширению принципа DIY и идеям созидательности, объединения против общих "врагов" — капиталистического общества потребления, транснациональных корпораций, фашистских убеждений и различных видов дискриминации и т.д.
Таким образом, функционирование DIY панк-культуры представляет собой очень сложные и по-разному рефлексируемые внутри самой контркультуры процессы. Разнообразие тенденций, внутренние противоречия обеспечивают постоянные поиски новых решений, дальнейшее развитие панк/хардкор движения.
Наряду с общей спецификой панка существуют особые черты панка в России (СССР). При этом существенно различается ситуация в 1980-е и 1990-е годы. Применительно к 1980-м годам центральной была проблема трансляции и восприятия западного опыта. Основными каналами, по которым доходила информация о западном панке, являлись пластинки, музыкальные передачи ВВС и "Голоса Америки", а также отечественная пресса, которая не обошла вниманием появление нового шокирующего молодежного движения. В то же время, своеобразие российского панка в 1980-е годы заключалось в том, что он существовал в условиях андеграунда. Панк в 1980-е может рассматриваться применительно к трем территориями: Ленинграду, Москве и Сибири, что обусловлено тем, что рассматриваемое музыкальное и социальное явление получило наибольшее распространение именно там.
В 1990-е годы ситуация существенно изменилась, и в ответ на новые социокультурные условия в постсоветском пространстве появилась DIY панк-культура (во второй половине 1990-х). Старые контркультурные явления исчерпали себя, поскольку они существовали в оппозиции "тоталитарной системе" и в новых обстоятельствах цели и механизмы их протеста потеряли смысл. С другой стороны, панк-движение существовало уже давно как интернациональный феномен, объединяющий нон-конформистски настроенных молодых людей во всем мире вокруг музыки и политики. Так что формирование российского варианта панк-движения явилось скорее феноменом расширения мировой контркультуры, чем созданием самобытных
форм противостояния 106. Оно изначально было ориентировано на международные образцы. Этот новый тип контркультуры, DIY панк-культура, принес на российскую почву свои идеи (защита прав различных меньшинств и животных, анархизм и др.) и формы их реализации (независимые лейблы, демонстрации и др.). Но не существует почти никакой преемственности с контркультурой предшествующего периода в СССР.
Распространение DIY панк-культуры в постсоветском пространстве, хотя и осуществляется в очень специфических экономических и (например, в Беларуси) политических условиях, в целом оказалось возможным и с сохранением "ключевых слов" мирового DIY панк-движения, и с успешным воспроизводством основных элементов его структуры (зины, дистро и т.п.). На территории стран бывшего СССР сейчас происходит этап становления этого движения, поэтому в качестве специфических черт, по сравнению с его западным аналогом, можно выделить малочисленность и серьезные финансовые трудности, обусловленные общеэкономической ситуацией в России.
Особенно важно отметить, что постсоветская DIY панк-культура демонстрирует свою аналогичность с мировым опытом и в плане самовосприятия и самоидентификации: определяющим остается репрезентация себя в качестве протестной практики, возмущение которой направлено не только (и не столько) против конкретных экономических и социальных явлений, сколько против упорядочивающего принципа господствующей культуры. В этом смысле постсоветское панк-движение, стремится разрешить противоречия как "зеркального эффекта" дисциплинарной политики традиционных левых, так и рока ("музыка протеста на продажу"). Создается контркультурное сообщество, непосредственно, "здесь и сейчас", пытающееся воплощать новые ценности и стили жизни: "Utopia is not a no-where, but it is a now-here"107.
Явление панк-движения чрезвычайно значимо для современности. Его представители регулярно участвуют в экологических мероприятиях, борются за права человека (помогают беженцам, нелегальным иммигрантам), за этичное отношение к животным, против дискриминации по каким-либо признакам и др. Панк-движение не просто является феноменом контр-культуры в нашей стране, но, несмотря на некоторые противоречия, осуществляет попытки создания альтернативной социальной среды, где отношения между людьми строятся на доверии, сотрудничестве и взаимопомощи. Таким образом, панк-движение предлагает (и в какой-то мере осуществляет) возможный выход из кризиса западной цивилизации, с тревогой замеченный и описанный еще в начале века такими учеными и философами, как О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Н. Бердяев и др.