Теперь перейдем к анализу особенностей функционирования DIY панк-культуры в постсоветском пространстве; рассмотрим визуальное измерение DIY панк-культуры, выделим основные коммуникационные площадки.
Визуальное измерение DIY панк-культуры. Отделение "своих" от "чужих" фактически не проявляется внешне, тем более теперь, когда многие элементы визуального образа панк- и хардкор-субкультур активно используются в дискурсе моды мейнстрима. Признаками принадлежности к панк/хардкор движению являются лишь некоторые мелкие детали, сделанные самостоятельно — значки, нашивки, надписи на футболках (антифашистские, феминистские, в защиту прав животных, названия групп и т.п.). По сути, DIY панк-культура невидима для "большого" общества, в отличие от современного наследия шокового эффекта "панка 77", панков, которые выглядят особым образом и бросаются в глаза на улицах. Панки, принадлежащие к DIY панк/хардкор культуре, не имеют ярких визуальных отличий от обычных людей: они носят прагматичную одежду и обувь спортивного стиля: свитера, джинсы, футболки, кроссовки или кеды; часто скейтерскую одежду и обувь; одежду из секонд-хэнда.
Представители DIY панк-культуры внешне выделяются лишь при помощи таких элементов, как пирсинг, татуировки, дрэды, уже экспроприированных индустрией культуры. Черты визуального облика, которые мейнстриму, в общем, не удается присвоить, не бросаются в глаза и производятся внутри самой панк-культуры: это футболки, бейсболки, нашивки, сумки, украшенные надписями и рисунками, которые делаются при помощи акриловой краски и трафарета (это под силу самостоятельно сделать любому) или шелкографии 60. Эти небольшие знаки отличия, по которым люди могут узнавать друг друга, чаще всего, представлены изображениями и надписями, связан-
ными с группами (логотипы, оформление альбомов и т.п.) и названиями различных течений внутри панк-культуры и смежных с ней (наиболее распространенные — стрэйт-эдж; SHARP, RASH 62) или затрагивающими различные социальные проблемы: например, две свинки с надписью "Животные — мои друзья, а своих друзей я не ем", летящий военный самолет: "Мы несем демократию", щенок за колючий проволокой: "Остановите лаборатории", горящий коктейль Молотова: "Храни тепло. Жги систему", лозунги "Нелегальных людей не бывает", "Мех — это убийство!", "Мясо воняет", "Становись вегетарианцем!".
Главными направлениями социальных надписей являются протест против системы в целом, очень часто — против капитализма и корпораций: "Найк — это рабство"63, искажение их логотипов "Shell" - "Неll"64, "МсDonalds" - "МсМurder"65). Распространены надписи против отдельных аспектов "системы" — против войны, генной инженерии, атомной энергетики. Столь же часты слоганы в защиту окружающей среды, прав человека, прав женщин, прав животных (в том числе, против экспериментов над животными, против ношения меха и кожи, против мясоедства).
Таким образом, протестами характер панк-движения проявляется и во внешнем виде его участников, но не тем "эпатажным" образом, как это было во время панк-взрыва 1976-1978 гг. в Великобритании, а на более "политическом" уровней — лозунги и иллюстрации к ним на одежде показывают прежде всего личный протест против конкретных явлений и процессов. Это характеризует желание панков не только выразить вовне свой протест, "громко" заявить свой мнение, но и показать другим людям то, с чем они не согласны — "заставить задуматься" хоть на миг над конкретными проблемами, которые их волнуют.
Основные сферы общения. Все общение внутри DIY панк-культуры строится, главным образом, вокруг музыки. Главной формой общения является творческая деятельность — совместное создание музыки, журналов и пр. Большую роль играет переписка, как по электронной почте, так и по обычной. Единицу общения составляет локальная сцена-сообщество.
Важным полем общения служат различные митинги и акции (например, антифашистские, экологические, антивоенные, в защиту прав животных и др.), в которых представители панк-движения не только принимают участие, но зачастую сами являются организаторами. Например, уже говорилось о сотрудничестве представителей московской панк/хардкор сцены
с Московским центром этичного отношения к животным. В 2002 г. активисты белорусской DIY панк-культуры организовали кампанию против вырубки заповедных лесов, которая включала акции, сбор подписей и панк/хардкор фестиваль "Зеленый шабаш" 31 мая, который был разогнан милицией и ОМОНом.
Важнейшей сферой общения в панк-движении являются концерты. В Москве и Петербурге они проходят достаточно часто. В других городах (в Беларуси, в частности) панк/хардкор концерты являются большой редкостью. В городах российской провинции не существует "рок-клубов", поэтому сделать концерт можно или в арендуемом Доме культуры (что достаточно дорого, поэтому нужно устраивать большой концерт, или, лучше фестиваль, куда придет не менее 500 человек), или в месте, предназначенном для дискотек.
В Беларуси редкое проведение панк/хардкор концертов обусловлено сложной политической ситуацией в стране. Все последние концерты в Минске, организованные людьми из панк/хардкор сцены, были отменены, разогнаны или запрещены. Прецедентом стало запрещение фестиваля "Зеленый шабаш" 31 мая 2002 г. Формальной причиной прекращения фестиваля был звонок о якобы заложенной бомбе. В середине фестиваля одновременно появились КГБ, милиция, ОМОН и наци-скинхеды 66. Причем, сотрудники милиции выдвигали различные причины прекращения концерта: часть из них говорила, что этот день является годовщиной трагических событий на Немиге, когда в метро погибло несколько десятков человек, поэтому любые развлекательные мероприятия запрещены (несмотря на то что в этот день в Минске проходило несколько концертов поп- и рок-звезд), другая часть утверждала, что в зале заложена бомба. В итоге, официальной причиной назвали отсутствие разрешения на проведение этого концерта 67. Такие неувязки вызвали подозрение у панк/хардкор сообщества, что милиции был дан приказ о разгоне концерта свыше в связи с политической его подоплекой (протест против вырубки заповедных лесов, которые находятся в ведении администрации президента).
5 сентября 2003 г. в клубе "Сафари" должен был состояться хардкор-концерт при участии трех минских групп и финской группы "Hero Dishonest", но он также был сорван "звонком о заложенной бомбе". Как комментировал произошедшее сайт http://375crew.org/ :
В минском клубе "Сафари" было тихо. Особенно после того, как всех пришедших на концерт ребят выгнали из клуба, чтобы дать "работать" саперам. Вся "работа" была сведена к формальной прогулке кинолога с его четвероногим другом по помещениям клуба и тщательному досмотру личных вещей музыкантов, которые остались в гримерке68.
Надо еще упомянуть, что изначально этот концерт должен был проводиться в другом месте — ДК Тракторного завода. Но за день до концерта организаторам отказали в месте проведения из-за того, что милиция не дала клубу разрешения на проведения такого мероприятия, и ребята были вынуждены спешно искать другое помещение для концерта.
Почти ни один панк/хардкор концерт в Минске не обходится без нападения наци-скинхедов. Обычно они нападают на людей, идущих с концертов. Концерт литовской ой-группы "Того Вгаvо" был отменен из-за атаки наци-скинхедов на клуб за два часа до начала концерта.
Таким образом, панк/хардкор концерты в Минске приходится делать нелегально, всячески скрывая информацию о них от наци-скинхедов и КГБ: в закрытых на зиму пионерских лагерях, в маленьких ДК в Минской области и т.п. В 2001 г. в Гродно представители панк/хардкор движения провели несколько концертов в своем гараже, но они также были жестко разогнаны милицией, при этом были конфискованы фэнзины как "литература, содержащая призывы к насилию", а люди, пришедшие на концерты, были сняты на видеокамеру сотрудниками милиции. Эти сотрудники также записали данные присутствовавших на концерте, и потом многие их них были "вызваны на беседу" по месту работы/учебы 69. КГБ пытается давить на участников, принудить к стукачеству, угрожая службой в армии (тем, кто к ней не годен или является пацифистом) , заключением под стражу и другими видами расправы.
Основной концертной площадкой в Москве является клуб имени Джерри Рубина, существующий с 1992 г. Это некоммерческое (под опекой муниципалитета) учреждение, консолидирующее вокруг себя разнообразные альтернативные и некоммерческие формы искусства (например, ЗаиБИ — движение за Анонимное и Бесплатное Искусство), а также различные общественные движения оппозиционной направленности (например, радикальное экологическое движение "Хранители радуги", ДвУРАК — Движение Ультрарадикальных Анархо-Краеведов; также там проводятся лекции и дискуссии анархистской "Беспартшколы"). В клубе проходят бесплатные показы авангардных фильмов и шедевров мирового кинематографа; проводятся выставки, функционирует репетиционная база.
В С.-Петербурге концерты DIY-групп проводятся, главным образом, в клубах "Молоко" и "Орландина". Значимым культурным событием для зарождавшейся российской панк/хардкор сцены стал антифашистский фестиваль "Рот Фронт" 8—9 мая 1999 г., проходивший в ВМЦ (Василеостровском молодежном центре), где удалось собрать основные панк/хардкор группы из бывшего СССР. В клубе имени Джерри Рубина также периодически проводятся политически окрашенные — "Фашистов и буржуев на..." или благотворительные (в защиту прав животных) фестивали, на которые приезжают группы из других городов (например, "Unsubs" из Кирова, "J.М.К.Е." из Таллина, "Наtе to State" из Минска, "Deviation" из Гродно, "Талонов нет" и "Свинокоп" из С.-Петербурга).
Другой важной сферой общения является совместное прослушивание музыки дома, ее обсуждение, обмен новинками. Многие панки — фанатичные коллекционеры записей, — утверждает Шафраад. И это верно даже для России (и Прибалтики), с ее удаленностью от западных панк-центров и необходимостью переплачивать за почтовую пересылку. Притом, что посылки и деньги часто воруются на почте, и западная DIY продукция стоит достаточно дорого по российским меркам (например, около семи-двенадцати американских долларов за компакт-диск, когда "пиратский" стоит не более четырех), некоторые российские панки имеют несколько сотен "родных" записей на различных носителях — СD, аудио-кассеты, пластинки всех размеров.
Интернет также является значимой коммуникационной площадкой. Общение происходит, в основном, в форумах, гостевых книгах или в качестве комментариев к новостям и статьям: в Москве, главным образом, на сайтах http://soundresist.by.ru (сейчас форум перестал существовать, но открылся новый по адресу http://oskrecords.com/forum и http://punk.ru/ , в Петербурге — http://karmamira.ru , в Беларуси — http://375crew.org/ . Более того, многие представители панк/хардкор движения завели оn-line дневники, в которых пишут о том, что происходит в их жизни, включая впечатления от концертов, репетиций, акций и т.п. Но к информации, почерпнутой в Интернете, нужно относится особенно критически, поскольку человек "в цифре" может разительно отличаться от этого же человека в реальности.
Таким образом, во главу угла в DIY панк-культуре ставится деятельность, что разительно отличает панк от других субкультур. С другой стороны, большинство сфер общения и активности здесь связано с творчеством, это отличает DIY-культуру от общественных движений в традиционном понимании. Как определяет это голландский исследователь Фрик Калленберг: люди привлечены не разделяемой идеологией или убеждениями, a желанием и творчеством (курсив наш. — О.А.). В таком окружении люди с различным опытом, ценностями и идеями собираются вместе, чтобы создать сообщество и действовать"71.